Бездна сенота Pet Cemetery

Бездна сенота Pet Cemetery

Бездна сенота Pet Cemetery

Геннадий Мисан. Журнал «Нептун ХХI век»

Abyss. Фото Ивана Боровикова

Январское утро 18 числа 2015 года в небольшом мексиканском городке Тулум на полуострове Юкатан. Городок хоть и маленький, но в некотором роде столица, столица самой большой в мире провинции подводных пещер. Мы (Геннадий Мисан – Full Cave и Cave Sidemout инструктор TDI & CMAS, Татьяна Опарина Full Cave diver TDI и Full Cave инструктор TDI Камило Гарсия - наш гид) выезжаем на пикапе Форд к сеноту и пещере Pet Cemetery. Эта пещера, а точнее место в этой пещере - Abyss - основная цель нашей январской юкатанской серии пещерных погружений.

Место это мы наметили в прошлый свой приезд, когда на 45 минуте движения по ходам Pet Cementery мы вывалились из какого-то узкого хода в огромный и глубокий зал. Невероятный объем завораживал и манил, мы опустились вдоль ходовика на 20-и метровую глубину и оказались в облаке галоклинов (оптическое явление возникающее на границе пресной и соленой воды). Дно зала исчезло в мираже галоклина, манометры показывали точку возвращения, ну и пятидесятая минута дайва указывала что пора бы уже назад. Обменявшись сигналами мы начали возвращение, прежде чем залезать в узкую дырку выхода из зала, бросили взгляд назад и вниз. Оттуда нас манил Abyss – Бездна так называлось это место.

Мы решили вернуться, появилась у нас такая мексиканская мечта и вот через год мы выезжаем к нашей мечте на пикапе гида.

Надо сказать отдельно о пещерных гидах. Когда мы первый раз поехали нырять в мексиканские пещеры мы изучали вопрос (среди многих вопросов организации и логистики) о гидах. Брать или не брать? Для тех кейвдайверов, кто собирается в Мексику первый раз скажу сразу – брать, и тому есть несколько причин.

Во-первых, гид привезет к той пещере, которая интересует, а это важно – найти самостоятельно, среди дорог и джунглей иногда просто не реально.

Во-вторых, большинство пещер начинаются из сенотов, некоторые сеноты огромные и имеют несколько пещер. Найти правильные входы в пещеры, не зная точно где они находятся, очень сложно. Можно потратить большую часть газа в поисках.

В-третьих, логистика в самой пещере тоже часто сложная и иногда бывает трудно понять где или куда делать джамп (переход с ходовика на ходовик). Пока будете разбираться потратите время и газ.

В-четвертых, вам все равно понадобится транспорт чтобы ездить к сенотам. Аренда джипа или пикапа везде, а особенно в Мексике, дело дорогое. И все ваши затраты если вы ныряете без гида сравнимы с затратами если вы его берете.

Ну так вот. Без гида мы этот Abyss вряд ли бы нашли вообще, как и многие другие интересные места в пещерах или интересные пещеры. Сейчас после третьего недельного цикла мексиканской нырялки мы понимаем логистику сенотов и пещер, знаем входы, джампы, красивые галереи и залы, и как туда попасть. Не во всех пещерах конечно, но пожалуй во всех основных, которые в сущности и самые интересные.

Так сложилось, что мы ездили в Мексику в одиночку и надолго, а не группами и не для того, чтобы проводить курсы. В результате, не были ограничены «слабым звеном» и, поэтому могли делать длинные и сложные погружения «не оглядываясь назад». Это позволило нам хорошо изучить местные пещеры.

Оплатив за въезд к сеноту Pet Cemetery довольно круглую сумму, мы прибыли на место. Сенот малопосещаем, так как не интересен загорающим и шноркелерам – маленький и темный. Малоинтересен cavern дайверам – каверн-линия только одна (правда сравнительно длинная), плата за вход приличная. Поэтому здесь можно встретить в основном кейвдайверов.

Площадка вокруг сенота хорошо оборудована. Есть лежаки и даже гамаки, есть туалет с унитазом, а не дыркой.

Это наше второе погружение в Pet Cemetery и мы уже знаем как будем идти, по каким ходам, что нас ждет. «Тогда зачем в этот раз гид» - спросите вы. Мы планируем сложное декомпрессионное погружение. Глубокий объект нашего погружения, Abyss, находится далеко от входа, надо делать несколько джампов по пути и мы не можем себе позволить рисковать, имея недешевые тримиксы и нитроксы, не найти это место. Ну и кроме того, для любого глубокого погружения нужны support-помощники и гид выполнял, в том числе, роль помощника.

В пещере. Фото Harry Gust

Я и Таня в сеноте Kukulcan. Декабрь 2013 г 

По плану нашего погружения нам необходимо было, сделав gap (переход с каверн-линии до пещерного ходовика) уйти в один из ходов, сделать пару джампов по пути и на 40-45 минуте, при средней глубине 10 метров, прийти к месту где надо делать джамп на Abyss. Здесь 2 варианта – короткая линия прямо к месту, но на глубине 5 метров. На обратном пути у нас будет декомпрессия, поэтому мы выбираем более длинный и узкий путь, но более подходящий по глубине - 8-11 метров. Чтобы попасть на этот путь надо будет делать джамп. Далее мы выйдем в Abyss и сделаем еще один джамп на ходовик, который уходит вниз. (По пути вниз нам надо ожидать резкой смены плавучести при переходе из пресной воды в соленую). Дно зала будет примерно на 60 метрах. Далее начинается ход, который идет куда-то еще глубже, но там мало кто бывал, а мы не ставим цели бить рекорды по глубокому проникновению и поэтому 65 метров будет нашей максимальной глубиной. Затем нам предстоит декомпрессия и долгое возвращение на средней глубине 10 метров. Ориентировочное время дайва 160 минут.

Чтобы обеспечить это погружение нам необходим некий набор газов. Здесь надо сказать о конфигурации, которую мы используем. Таня предпочитает спарку в стандартной пещерной комплектации. Я в Мексике предпочитаю сайдмаунт, в холодных пещерах спарку. Можно поговорить о том почему сайдмаунт в Мексике и почему спарка у Тани, но формат нашей статьи иной и оставим этот вопрос до следующего удобного случая. Логистика и профиль дайва не дают большой выбор по газам, поэтому мы решили, что в спарке и основных баллонах сайдмаунта будет EAN40, берем стейджи с декомпрессионным EAN50, донным TM18/40 и запасной стейдж с воздухом. Гид обеспечивал нас до входа в Abyss, поэтому у него были два баллона сайтмаунта с 32 нитроксом и стейдж с воздухом. Роль стейджей с воздухом сводится к обеспечению необходимых запасов газа в нашей группе по третям с резервом в 15 бар. Возле гапа мы оставим стейдж с О2 - на всякий пожарный.

Не торопясь, мы собрали и проверили снаряжение. На стейджах поставили арендные регуляторы и этот момент, образовавшийся в целях борьбы с авиаперегрузом, нас немного смущал и как потом оказалось, не зря. Свое есть свое, чужое есть чужое.

Наши газы. Перед погружением в Abyss. Январь 2015 г. 

Все работало хорошо, и мы занесли стейджи в сенот расположив их на деревянном помосте перед входом в воду.

Сенот Pet Cemetery представляет из себя конус с расширяющийся к низу. На поверхности, где вход в сенот, диаметр конуса - примерно 2 метра, а по поверхности воды диаметр - метров 30, но каверновая часть значительно больше размером, потому что из сенота идет куча мелких поверхностно-водных ходов образованных сталактитами, сталагмитами и сталагнатами.

Мексиканские пещеры вначале были сухими, в них образовались огромной количество сталактитов и сталагмитов. Потом пещеры оказались заполнены водой подземной реки Майя и морской водой, некоторые большие пещерные залы обвалились и образовали сеноты, которые сейчас являются входами в пещеры. Сеноты бывают очень большими со многими входами (Dos Ojos, El Edem и другие), бывают в виде небольшой щели, за которой скрывается огромный и глубокий объем (Рiт), бывают просто в виде небольшого озерка на дне воронки, из которого ведут разветвленные ходы (Minotavro, Xunaan-Ha и другие). Из нашего сенота в пещеру идут 2 хода и нас интересует правый.

В пещере. Декабрь 2014 г. 

В мексиканские пещеры мы ныряем в сухарях. Водичка 25 градусов и если делаешь пару длинных дайвов в день, то в сухарях очень хорошо. Одеваться в поддеву и сухарь на 30-и градусной жаре - не очень приятная процедура, так что оделись и опустились в сенот мы очень быстро. Стандартная проверка на поверхности перед дайвом и мы уходим в воду.

Первый идет Камило - мы договорились, что он идет очень быстро, ставя по пути джампы. Мы с большим количеством баллонов идем слегка медленнее. Просторная красивая галерея. Проходим гап и джамп поставленные Камилой. Т-образный перекресток – нам направо. Здесь галерея поуже и даже в чем-то похожа на Московский ход в начале петли Войдакова в Ординской пещере. Только сталактиты и теплая вода говорят о мексиканской реальности. Здесь получаем (точнее получаю я) первую проблемку. В очередной раз проверяя регуляторы на стейджах, понимаю, что на воздушном бейлауте у легочника каким-то образом открутилась крышка и я потерял мембрану и собственно саму крышку. Подаю сигнал Тане (она идет первая), чтобы подождала и возвращаюсь назад. Невероятное чудо – через 50 метров среди камней вижу и крышку и мембрану. Быстро делаю ремонт и возвращаюсь к Тане. Продолжаем движение с потерей 8 минут и части газа.

Джамп к ходовику на Abyss. Следующий джамп на ходовик, идущий по ходу со средней глубиной 9 метров. Он более длинный и, как оказалось, значительно более узкий, чем тот, по которому мы ходили ранее. Пришлось снять дополнительные стейджи - при протискивании замутили ход, - возвращаться придется при плохой видимости и снова со снятием стейджей – вторая проблема. Но других вариантов нет. Если назад идти через ход с 5-и метровой глубиной – это значит, надо заранее, отстаиваясь в Abyss, пройти декомпрессию и тогда не останется достаточного запаса газа на возвращение.

Вываливаемся в Abyss на 10-метровой глубине, здесь видим Камило, уже проявляющего признаки беспокойства из-за нашей задержки. Вместо 50 минут на то, чтобы добраться до места, у нас ушло 65 минут. Делаем очередную проверку запасов газа – его, слава богу хватает на все, - обмениваемся о’кеями и мы с Таней уходим вниз в манящую бездну Abyss. Камило остается наверху.

С 17 метров все перед глазами поплыло в обмане галоклина и на 18-и метрах мы почувствовали горячую, 28-ми градусную морскую воду и резкое изменение плавучести. У меня она стала слегка положительной и это была третья проблемка. Бог любит троицу и больше проблем не будет решил я, жалея о том, что все таки не стал брать лишний килограмм в карман сайдмаунта. Таня с ее тяжелой спаркой была изначально перегружена и переход в морскую воду не оказал особого влияния на ее плавучесть.

Дно приближалось, Abyss сужался. 60 метров. Ходовик небрежно наброшен на какой-то камень. Видно, что это ходовик первопрохождения и никто его не переустанавливал. Заходим в сужающуюся галерею, ходовик ныряет в какую-то щель. Все, 65 метров. Ставлю личный кук (пластиковая круглая печенька с именем) , чтобы обозначить наше присутствие здесь, осматриваемся и начинаем медленное всплытие, наслаждаясь красотой огромной пещеры.

После отстаивания глубоких остановок путь назад был более быстрым, чем проникновение. Мы уже не заботились о сохранении видимости в узкой галерее и просто «рвали когти» на возвращение, во время которого прошла мелкая декомпрессия. На 160 минуте счастливые и довольные мы всплыли в сеноте. Дело сделано. Погружение состоялось.

18 января – день нашего с Таней знакомства и таким дайвом мы отметили очередную годовщину. Для двух активных дайвинг-инструкторов неплохой способ проводить праздники, не правда ли?

Это была середина нашей третьей мексиканской поездки, впереди было еще несколько пещер, но это погружение, конечно, было самым трудным, самым интересным. Сейчас мы с уверенностью можем сказать, что знаем основные мексиканские пещеры. Можем и гидами в них поработать, и уверенно проводить курсы кейвдайвинга в Мексике.

Следующая ремарка выходит за тему нашей статьи, но тем не менее необходимо об этом сказать. Есть такой сенот Chac Mool – его пещера славится красивыми галоклинами, белизной сводов и галерей, и главное, самыми высокими в мире подводными сталактитами, находящимися примерно в 30 минутах от входа при движении по течению. Мы с удовольствием ныряли в эту пещеру в 2012 и 2013 году. Отличная видимость, нереальные галоклины на границе пресной и соленой воды, огромные, красивые залы, мощь и красота 30-и метров колонады сталактитов.

Колонада. Фото Ивана Боровикова

С планами посмотреть все это и уйти подальше мы с Таня начали погружение, взяв с собой по дополнительному стейджу и запланировав 150 минутный дайв. Прошли галоклины входа в пещеру с видимостью в них до 20 см. Найти начало пещерной линии в таком галоклине - дело нелегкое, надо знать где он находится. Мы знали и, растягивая 35-и метровый гап, точно вышли на место начала ходовика. Еще 5 минут в галерее, где также почти нет видимости, - и выходим в первый зал, разделенный на 2 части слоем галоклина – внизу соленая теплая вода, вверху прохладная пресная. Интересно делать переходы из слоя в слой, ощущая смену температуры и наблюдая полную потерю видимости в галоклине и отличную видимость вне него.

В этот раз в соленой воде мы наблюдаем стандартную видимость 40 метров, а в пресной 3-4 метра. Кругом взвесь и … пещера почему-то не белая, как раньше, – теперь она покрыта бурым налетом в пресной части. Ничего не понимая, идем дальше, проходим выход в очень маленький сенот, ставим свою печеньку, обозначая направление нашего выхода и вот мы с огромном зале с гигантскими сталактитами. Мы видим их в соленой воде и не видим в пресной. Все кругом покрыто бурым налетом. Я вспоминаю, что недавно в испаноязычном интернете я увидел информацию о том, что одна из пещер в Мексике уничтожена куриной фермой. И тут я понимаю, что как раз находимся в ней - пещера это или уже ферма, не понять. Становится очень обидно за уничтоженную за какие-то полгода красоту и понятно, что на восстановление всего этого в первозданном виде уйдет десятки лет. Не хочется идти дальше, мы прерываем погружением и уходим назад. Знаменитой пещеры Chac Mool не существует и удивительно, что уничтожение прошло незаметно, почти никто об этом не говорит, никто не предпринимает меры.

В пещере. Фото Harry Gust 

Геннадий Мисан, Full Cave и Cave Sidemout инструктор TDI & CMAS. Январь 2015 г.

Так может произойти и с нашим Байкалом – это как огромная изолированная пещера. Воздействие на Байкал не пройдет бесследно. Сейчас понятно, что человеческая глупость и жадность могут уничтожить наше сибирское море за несколько лет, и вряд ли оно сможет восстановится в полной мере – с его-то гигантском объемом. Зеленые водоросли, которые сейчас в огромном количестве произрастают в заливах Байкала и о которых бьют тревогу лимнологи, а этих лимнологов никто не слышит и не слушает – это только начало катастрофы.

С такими мыслями мы закончили дайв. Впереди еще несколько дней погружений. Мы, делая по два дайва в день, наслаждаемся красотой подводных пещер Юкатана. Возможно, они лучшие в мире. Мы ныряли в пещеры во Франции, на Кубе и в России. Есть с чем сравнивать. Закончив серию пещерных погружений, мы отправились в автомобильное путешествие по Мексике. 3950 километров за неделю, но это совсем другая история.

Геннадий Мисан. 
Full Cave Instructor TDI & CMAS 
Дайвцентр «БайкалТек» 

Фото: Геннадий Мисан, Ольга Каменская, Иван Боровиков, Гарри Хаст