Плыть недалече

Плыть недалече

Плыть недалече

Андрей Некрасов. Журнал "Предельная Глубина" №3 2016 г.


Тоннель в никудаТРЕХСОТМИЛЬНЫЙ ПОХОД ПО СЛАВНОМУ МОРЮ - ЭТО ПЕСНЯ!
Завидное, но заслуженное везение Андрея Некрасова - не только жить у Черного моря, но и живописать в словах и картинках заморские края и русские народные путешествия, некоторые уже не по разу.
Это его новая Байкальская поездка: длиннее, шире - и, разумеется, глубже.

ТехнодайверХотел назвать отчет о неделе байкальских погружений "Миф и реальность", но редакция отговорила: во-первых, чтобы не запутаться в кавычках, во-вторых потому что реальность куда емче мифологии.

Когда звучит слово сафари, сразу представляешь протянувшуюся, сколько видит глаз пустыню. Определение дайв-сафари ассоциируется с бескрайним морским простором. Наши дайверы избалованные Мальдивами и Галапагосами несколько пренебрежительно относятся к этому понятию применительно к путешествию по пресным водам. Может это и справедливо по отношению к обычному озеру, но только не к Байкалу. Когда в справочнике изучишь его размерения – длина 630 км, ширина около 80 км, максимальная глубина 1642 м – начинаешь понимать, почему сибиряки иначе как морем этот водоем не называют. Прибавьте к этому почти три десятка островов, живописные береговые и подводные пейзажи, а также прозрачность воды, достигающую 40 м, и вам станет понятно, почему предложение поехать в дайв-сафари по Байкалу так меня взволновало. Мне уже доводилось бывать на Байкале в разные сезоны года и в разных географических точках, и возможность объединить эти точки в одном путешествии показалась мне очень привлекательной.

Ранним утром прибываем в поселок Листвянка, расположенный в юго-западной части озера, неподалеку от истока Ангары. У причала паромной переправы нас уже ожидает сафарийный бот «Миф», которому предстоит стать нашим домом на ближайшие 7 дней. У трапа нас встречает представитель дайв-центра «БайкалТек» и руководитель сафари Геннадий Мисан. Команда наша достаточно разношерстна: около половины ее составляют суровые технари – апологеты спарок и больших глубин. Вторая половина, если исходить из оценок тех же технарей – рекреационщики. Мне же кажется более подходящей (и менее обидной) формулировка «подводные романтики». Забегая вперед, скажу, что уже через пару дней мы очень сдружились и прекрасно ладили между собой. А к моменту расставания стали практически родными людьми.

Участники нынешнего похода, вне зависимости от своих подводных пристрастий, подобрались бывалые и имеющие богатый опыт дайверских путешествий и сафари, поэтому имели ясное представление об уровне сервиса в подобных экспедициях и требованиях к сафарийному судну. И надо сказать, что «Миф» нас не разочаровал. ФлагиНа просторах нашей необъятной Родины переделка водолазных ботов типа «Ярославец» в прогулочные суда стала уже, наверное, национальным видом спорта. Но абсолютное большинство результатов в этих соревнованиях не выдерживают никакой критики. То ли дело «Миф». Да – не многопалубный круизный лайнер, но каюты - двухместные, электричество - круглосуточно (что при обилии у каждого пассажира электронных девайсов очень немаловажно), кормят вкусно и разнообразно, воздух – 200 литров в минуту. В общем, судно оборудовано не только с любовью, но и с умом (чего самодеятельным корабелам часто не хватает). Аннотированная на сайте группа в 10 человек ныряющих размещается на корабле вполне комфортно. Плюс к тому конструкция судна постоянно улучшается и совершенствуется, как говорится, по ходу жизни. Я заглянул на сайт «БайкалТека» и на страничке посвященной «Мифу» в разделе «последняя реконструкция» стоит дата 2016 год.

Первая часть нашего пути лежит вдоль Кругобайкальской железной дороги, где мы проведем первые два дня. Сама по себе эта старая железная дорога является великолепным произведением русских инженеров. Сотню лет назад по ней таскали составы паровозы (один из них стоит на запасном пути, как памятник той эпохи). Сегодня по ней несутся скоростные современные поезда. Дорога идет по скалистому уступу, повторяя все изгибы береговой линии.

Сафарийник МИФ.jpg

Один из множества разновидностей гаммарусов

Мисан

Рельсы то и дело ныряют в туннели разной протяженности, прорезанные в горном склоне.  Погружения здесь можно чередовать  с экскурсиями по КБЖД с осмотром туннелей и мостов, а также прекрасных береговых пейзажей. Это кстати оригинальная фишка байкальского сафари. В вояжах по теплым морям ты, как правило, весь рейс с судна ни ногой. Здесь же в БайкалТеке заведено: если увидели на берегу что-то интересное, или просто захотелось размять ноги, «Миф» утыкается носом в берег, скидывается трап и добро пожаловать на прогулку. За счет этого палитра впечатлений гораздо шире и ярче. А апогеем чувственных наслаждений по праву можно считать походную баню. Выглядит это так: на берегу, рядом с водой команда разбивает палатку-шатер, в которой час-другой топится печка-каменка оригинальной конструкции. После получаса пребывания в такой парилке самые теплолюбивые из пассажиров с удовольствием купаются в прохладной (температура воды даже летом 8-9 градусов) байкальской воде.

Полготовка

Что касается самих дайв-сайтов в районе кругобайкалки, то они здесь на любой вкус, разнообразны и интересны. Наша первая остановка на дайв-сайте «Толстый мыс». «Миф» швартуется у старого бревенчатого пирса, мы быстро собираем снаряжение и уходим под воду. Крупные камни, поросшие губками, ведут на 18-ти метровую глубину, где начинается небольшой, узкий каньон, ведущий на глубину 24-х метров. В некоторых местах каньон перегорожен бревнами. Для нас – детей индустриального века, привыкших к тому, что затопленные объекты должны быть железными (или, в крайнем случае, бетонными) плавание среди вековых бревен из которых наши предки могли сотворить что угодно (от зубочистки до многоэтажного дворца), выглядит достаточно экзотичным. Сложные легочные автоматы, триламинатные костюмы и навороченные водолазные компьютеры кажутся, мягко говоря, неуместными в таком антураже. Сразу вспоминаются подводные странствия первого русского акванавта Садко, и замшелая старая щука, выполнявшая заявки водителя печи Емели.

Байкальская улитка

На следующий день мы погружались в районе крушения поезда. Более 100 лет назад, здесь сошел с рельсов железнодорожный состав и рухнул с крутого склона в воду. Обломки вагонов и колесные пары разбросаны по подводному продолжению каменистого свала до глубины 120 м. (может и глубже, но там еще никто не бывал). Наши технари отправляются вглубь, а мы «пасемся» на глубине до 15 м – металлолома и здесь хватает, плюс хорошая освещенность – настоящий рай для подводного фотографа. Неподалеку от места первой катастрофы мы ныряем к месту еще одного крушения. Железа здесь тоже в избытке. Но есть и своя «изюминка». Изюминкой (такая себе изюминка метров 10-ти длиной) является практически целый железнодорожный вагон-теплушка на тридцатиметровой глубине. На крутом склоне, в зеленоватом сумрачном свете, пробивающемся через водную толщу, этот абсолютно сухопутный экипаж выглядит весьма и весьма оригинально.Технодайвер у стенки

На следующий день наш «Миф» минует исток Ангары, оставляет на левом траверзе Листвянку и выходит в район Больших Котов. Коты (ударение на первом слоге) к животным из семейства кошачьих никакого отношения не имеют. Так называлась деревянная обувь, которой пользовались каторжане. Мне уже доводилось нырять здесь, и я с нетерпением ожидаю новых погружений на каньон и стену, а также у Варначки и Чаячьего утеса – наиболее известные дайв-сайты Котов. Здесь ты в полной мере ощущаешь величие и суровость подводной природы Байкала. До 9-10 м глубины с очень небольшим уклоном идет залитое солнечным светом и обильно поросшее губками и водорослями мелководье. Ты паришь в лучах света, любуешься игрой солнечных зайчиков на ветвях зеленых высоких губок. Как Красная Шапочка на зеленом лужке: ля-ля-ля, ля-ля-ля! Возле колесной пары

Остатки ЖД крушения

В арке.

И вдруг…  Безо всякого предупреждения дно под тобой заканчивается и внизу сгущается мрак зловещей холодной бездны! Бездны, где может скрываться не только Серый Волк, а Лохнесское чудовище, кракены, инопланетяне и еще черт знает что. Ты мгновенно из властелина своей жизни и всей природы превращаешься в маленького такого несчастного муравейчика! И понимаешь что вот эта стена, почти отвесно уходящая на стометровую глубину, кое-где покрытая известковыми наростами стоит здесь уже миллионы лет, и еще столько же будет стоять после. И для ее масштаба времени, что наше погружение в несколько десятков минут, что вся наша жизнь в несколько десятков лет величина бесконечно малая. По тому, в какой пафос меня занесло, вы можете хотя бы отдаленно представить, насколько На шельфе.сильна энергетика этого места. И это не только мои частные ощущения. Ведь, наверное, не случайно именно в районе Больших Котов на вершине одной из подводных гор местные подводники установили православный крест (этот дайв-сайт называется «Скриппер»).

Далее судно берет курс на северо-восток и, преодолев более полутора сотен километров, бросает якорь в районе Бирхина. Здесь склоны обрываются в воду еще круче. На дайв-сайте носящем название Хобой-Хушун мы спускаемся в глубину по каньону, который на 35-метровой глубине обступают живописные скалы-башни. Недалеко от этого места на кромке свала висит огромный валун, который за свои очертания получил название Черепаха. Подробно описывать геологические объекты на байкальском дне не имеет смысла – буквально в каждом Гаммарус - маленький-премаленький.jpgпогружении они встречаются во множестве. Спустя несколько дней вы уже начинаете путаться, в каком именно из дайвов был сделан снимок вот этого красивого уступа с губкой, или этого грота, или этого валуна оригинальной формы. Поэтому давайте уделим немного времени уникальному животному миру Байкала. В районе Бирхина даже летом  часто встречаются крупные гаммарусы (они предпочитают холодную воду). Это крупные шипастые монстры в десятки раз превышающие по размеру своих морских собратьев. Большинство из них больше нигде на нашей планете не водится. Только в Байкале и больше нигде. Немало гаммарусов и в бухте Ая. Кроме того здесь большие заросли зеленых водорослей и обитают редкие байкальские бычки (также эндемики Байкала). Бухта Ая – это неглубокая живописная бухточка: настоящий песчаный мелководный оазис  среди крутых подводных свалов. Здесь одно из немногих мест пригодное для безопасного проведения ночных погружений.

Занимательны здесь и сухопутные походы. Мы высаживались в районе утеса Саган-Заба, который выделяется на фоне коричневатых береговых круч светлой розоватой окраской. Эта скала кроме общей живописности широко известна в узком кругу археологов и антропологов, благодаря сохранившимся здесь наскальным рисункам. По-научному они называются витиевато: петроглифы. А если с потребительской точки зрения, то «палка, палка, огуречек»… Но примитивность этой живописи с лихвой искупается ее возрастом. Когда подумаешь, что вот этих оленей, гусей-лебедей (кстати, больше похожих на страусов), человечков пешком и на лошадях рука древнего художника выбивала на этом камне целых 4000 лет назад, берет оторопь. Эти рисунки, по мнению специалистов, не намного моложе египетских пирамид.

ГаммарусПросто бычек

Через пролив Ольхонские ворота «Миф» проходит в Малое море. Это большой и достаточно мелководный залив, отделенный от глубоководной центральной части Байкала островом Ольхон. Вода здесь прогревается быстрее всего, и к концу лета ее температура может достигать вполне «пляжных» значений (максимальная зафиксированная температура воды в Байкале 23 градуса). Прозрачность, правда, пониже, чем в открытой части озера, но обилие живности уравновешивает этот недостаток. Есть здесь и заросли водорослей, и поляны губок, и стайки вездесущих окуней. Может и в меньших масштабах, или других сочетаниях мы видели это и в других точках нашего маршрута. Но нигде больше вы не встретите такого количества бычков, уникальных байкальских бычков, как в бухтах и бухточках Малого моря.

Корковая губка

В Малом море находится и известный буддистам всего мира остров Огой. На нем мы провели сухопутную экскурсию. Надо сказать, что буддийская символика на Байкале встречается очень широко. На берегах, по всему маршруту попадались каменные пирамидки обо. Одни, сложенные из больших плоских камней, похожи на карточные домики, другие – из небольших продолговатых, напоминают поленницу или детский конструктор. Местные жители складывают их чтобы умилостивить духов окружающей местности, получить хороший урожай, сохранить здоровье, чтобы дорога была гладкой… В общем по любому мало-мальски важному житейскому поводу. Духи халтуру не признают, поэтому обо выкладывают столь тщательно подбирая камни, что высоченные башенки стоят, кажется вопреки не только метеоусловиям, но даже самой силе земного притяжения. Чтобы удача тебе сопутствовала надо обойти вокруг обо три раза по часовой стрелке и оставить духам какое-нибудь подношение: монетку, конфету, ленточку (может именно благодаря этим ритуалам наши погружения проходили так хорошо). На острове Огой количество обо на единицу площади еще больше, чем на среднестатистическом участке побережья Байкала. Если вам вздумается обходить каждый по три раза согласно канону, то, наверное, здесь вам придется провести весь отпуск. Паломники (которых здесь много) ограничиваются обходом Ступы Просветления. Это культовое сооружение, содержащее различные буддийские святыни, было построено на острове десяток лет назад силами последователей этой религии из разных стран мира. Именно Ступа сделала этот маленький островок таким известным. 

С находкой самоваром

Под МИФом.

И еше гаммарус.  

Наше путешествие уже перевалило через свой экватор, и мы ложимся на обратный курс. Но наш путь к Листвянке растягивается еще на три дня. Мы опять «застреваем» на Больших Котах. Здешние дайв-сайты настолько полюбились всей нашей команде, что когда нам предложили выбор дальнейшей программы, то абсолютное большинство голосов было отдано именно этому месту. Тут действительно можно проводить погружения самой разной направленности и степени сложности. Технические дайверы могут исследовать многочисленные каньоны, расщелины и гроты, которые уходят на недоступные даже им глубины. А те, кого привлекают подводные красоты, любят странствовать по гребню стены, отороченному густыми зарослями байкальских губок. Я.Опускаешься немного ниже – они выделяются причудливыми силуэтами на фоне просвечивающего через водную толщу неба. Подвсплываешь повыше – не менее красивая картина губочного частокола на фоне темной глубины. В любом случае интересные фотокадры обеспечены.

Причал

Неделя пролетела совсем незаметно. Сафари подходит к концу. Самое крайнее погружение очень символично проводится на дайвсайте Скиппер. Уже завтра мы разлетимся в разные города и даже страны. А сегодня мы прощаемся с Байкалом, последний раз погружаемся в его воды и в его особенную, ни с чем несравнимую, ауру. По эмоциональной окраске строгий и суровый подводный мир Байкала вполне можно сравнить с пребыванием в высоком гулком и торжественном храме.   

За нашими плечами неделя ныряния и около 500 километров пути. И это далеко не предел: длина маршрута сафари «Байкальская кругосветка» переваливает за 1000 км. То есть масштабы здешних дайв-сафари вполне «морские». Да и впечатлений такое путешествие приносит не меньше. Только на вкус они совершенно иные. Если красноморское сафари можно сравнить со сладким малиновым ликером в бутылке с яркой наклейкой, то байкальский вояж «тянет» на бочонок коньяка многолетней выдержки. И то и другое, безусловно, имеет право на жизнь, но каждый выбирает напиток по своему вкусу.  Поэтому если меня спросят, хочу ли я отправиться на «Мифе» в новое путешествие по Байкалу, я отвечу: конечно, да! И это будет совсем не миф!

МИФ на КБЖД

Андрей Некрасов. Журнал "Предельная Глубина" №3 2016 г.